истории
«Яндекс» победил «Рамблер» - если вы не растете, вам капец
Что будет если убрать основателя из бизнеса?
Враг пришел с Запада. Ему покорились Германия и Испания, перед ним пало большинство стран Европы. Потом превосходящие силы противника начали наступление на Россию… Как говорят знающие его люди, именно в таких выражениях генеральный директор и совладелец компании «Яндекс» Аркадий Волож рассказывает о борьбе крупнейшей российской поисковой системы против главного конкурента — корпорации Google.
Математик Аркадий Волож в середине 1990-х разрабатывал технологии компьютерного поиска информации. Заказчики находились: коммерчески успешной стала, в частности, разработанная им система поиска по патентным базам. В 1997 году он вместе с несколькими партнерами открыл сайт Yandex.ru — основанную на своих разработках систему поиска во всем русскоязычном интернете. Первый русскоязычный поисковик «Рамблер» начал работать годом раньше.
В конце 1990-х «Рамблер», «Яндекс» и еще несколько поисковых машин поменьше перерабатывали подавляющее большинство поисковых запросов неразвитого тогда российского интернета. Иностранными поисковиками россияне если и пользовались, то в основном при обращении к зарубежным же сайтам. Дело в том, что поисковая машина обязана разбираться в морфологии языка, на котором ищет, а откуда англоязычным программам было знать, что, например, «иду» и «пошел» — разные формы одного и того же слова.
Бум инвестиций в интернете в конце 1990-х не обошел стороной и Россию, тем более что в этот момент и «Рамблер», и «Яндекс» уже публиковали платную рекламу, а значит, в перспективе могли оказаться прибыльными. Волож получил у инвестиционного фонда ru-Net Holdings $5 млн в обмен на 35,7% акций «Яндекса», а создатели «Рамблера» продали контрольный пакет компании «Русские фонды».
Популярная ранее поисковая система в России
Полученными деньгами распорядились по-разному. Волож продолжал развивать поисковые технологии — улучшать алгоритмы, вести исследования, закупать «железо». «Рамблер» быстро превращался в многопрофильный портал с рейтингами сайтов, почтой, новостями. «Рамблер», к сожалению, отдал контроль биржевым спекулянтам, ничего не смыслящим в интернете, и они бросились рулить порталом, создавать новые сервисы, задавать направление развития с высоты своего невежества», — вспоминал в одном интервью известный продюсер интернет-проектов Антон Носик, в начале 2000-х работавший в «Рамблере». В 2001 году «Яндекс» обошел «Рамблер» по посещаемости, а в 2002 году стал прибыльным. Сейчас у них более чем двукратный разрыв в поисковом трафике.
Осенью 2007 года, по данным сервиса интернет-статистики LiveInternet, «Рамблер» утратил многолетнюю позицию «поисковика N2 в России»: Google его обогнал. В конце минувшей зимы «Яндекс» обрабатывал 54% поисковых запросов Рунета, Google — 18%, «Рамблер» — 14%. Если посмотреть на график долей запросов, проходящих через российские поисковики, то начиная с прошлого лета каждый месяц «Яндекс» теряет в среднем 0,7% в общем поисковом трафике. Кому достаются эти запросы пользователей? Каждый месяц Google набирает в среднем 0,77%.